Госдума приняла во втором чтении новую редакцию закона о занятости. Важным его элементом стали поправки, направленные на противодействие серой занятости.
Государственная дума приняла во втором чтении новую версию закона «О занятости населения в Российской Федерации». Изменения в документ были внесены группой депутатов и сенаторов во главе с Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко. Ко второму чтению в базовый закон были внесены поправки, направленные на противодействие нелегальной деятельности.
«Действующий закон о занятости разрабатывался 30 лет назад. Сейчас принципиально иные формы занятости, другие вызовы и проблемы. Принятие нового закона назрело давно», — отметил ранее председатель ГД Вячеслав Володин.
Новый законопроект дает определения понятиям «занятость», «самозанятость», «платформенная занятость». Уточняется статус граждан, которые могут считаться занятыми или безработными. Среди одобренных ко второму чтению поправок — предложение о фиксации нынешнего размера минимального и максимального пособия по безработице, приравненного к МРОТ, а также его ежегодная индексация.
Документ определяет цели государственной политики в сфере занятости населения, а также принципы правового регулирования отношений в этой сфере. Но есть еще одно важно изменение, которое появилось в документе именно ко второму чтению: закон будет содержать отдельную главу «Противодействие нелегальной занятости».
«Законопроектом предполагается урегулировать и вопросы противодействия нелегальной занятости: установить систему мер по ее сокращению и полномочия органов власти в этой сфере деятельности», – говорится в пояснительной записке к документу. Под нелегальной занятостью предлагается понимать «осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений». Действующий закон о занятости порядок борьбы с такой занятостью не регламентирует.
Новый законопроект предлагает правительству утверждать план мероприятий, а также разрабатывать и осуществлять меры борьбы с нелегальной занятостью. Для этого органы исполнительной власти в регионах будут создавать межведомственные комиссии субъектов РФ. Порядок создания таких комиссий установит кабмин. Комиссии смогут запрашивать необходимую информацию, в том числе персональные данные и сведения, составляющие налоговую тайну, у органов государственной власти и местного самоуправления, а также у государственных внебюджетных фондов.
Комиссии смогут направлять в надзорные органы информацию для проведения контрольных и профилактических мероприятий, направленных на противодействие нелегальной занятости. Новые нормы также наделяют Роструд полномочиями вести общедоступный реестр работодателей, использующих труд нелегалов. Порядок ведения такого реестра установит кабмин РФ.
Этот вопрос – проблемный не только для России, но и для других стран, самых развитых, о чем регулярно говорится в докладах и на мероприятиях международной организации труда, отметил в интервью «Эксперту» председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. «Мы заметно продвинулись в вопросе борьбы с серо-черной занятостью через усиление ответственности, в том числе введения уголовной ответственности, через создание специального налогового режима для самозанятых», – считает он.
Именно поэтому, объясняет депутат, в новой редакции закона о занятости уделено особое внимание полномочиям регионов в борьбе с серой занятостью. Проблема состоит не только в нарушении трудовых прав граждан, но и в формировании будущей пенсии, социальном страховании, «ведь если человек официально не трудоустроен, у него нет отпуска, больничного, а травма на работе не является страховым случаем. То есть у таких людей нет никаких мер социальной поддержки».
Поэтому, уверен Ярослав Нилов, серо-черная сфера занятости – это не только выпадающие доходы бюджета, это нарушение прав граждан. «Со временем, я уверен, система искусственного интеллекта у нас будет анализировать доходы и расходы и сопоставлять их», – заключил он.
Новый закон о занятости населения, уверена руководитель практики «Трудовое право» адвокатского бюро «КИАП» Юлия Паушкина, повлияет на ситуацию с нелегальной занятостью. «Ни для кого не секрет, сегодня работник зачастую остается один на один с работодателем, отказывающимся заключить трудовой договор. Единственный эффективный способ заставить нерадивого работодателя исполнить требования трудового законодательства – это идти в суд, что для обычных работников сложно, долго и дорого. Поэтому многие из них не хотят портить отношения и продолжают работать без каких-либо социальных гарантий», – говорит она.
Законопроектом фактически создаются новые органы – межведомственные комиссии субъектов РФ, говорит эксперт. «Сейчас полномочия Ростуда без активного участия работников (а в ряде случаев работники сами не хотят работать «в белую») ограничены - выявить нелегальную занятость ГИТ могут только во время проведения плановых проверок, которые происходят не часто и избирательно. Когда же межправительственные комиссии получат информацию ограниченного доступа (персональные и налоговые данные), вариантов обойти закон станет меньше, количество проводимых внеплановых проверок существенно вырастет, а бизнес задумается – стоит ли попадать в реестр «черных» работодателей, поощряющих нелегальную занятость», – уверена Юлия Паушкина.
Конкретный перечень мер по борьбе с серой занятостью в законопроекте не прописан, обращает внимание старший юрисконсульт КСК Групп Ирина Михеева. Эти меры будут конкретизированы в соответствующих нормативных актах. И чем обернется это нововведение для работодателей, говорить рано.
«Законодатель, – указывает юрист, – пытается добиться положительного результата через механизм принуждения, а не поощрения. В КоАП РФ и так существуют штрафы за нарушение порядка трудоустройства».
Например, за уклонение от оформления трудового договора или за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, индивидуальному предпринимателю грозит штраф от 10 до 20 тыс. руб., юридическому лицу — от 50 до 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ). За повторное такое же нарушение наказание будет уже ощутимее — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет для предпринимателя и штраф от 100 до 200 тыс. руб. для юридического лица. Кроме того, попутно могут насчитать и другие нарушения, вытекающие из неоформленных трудовых отношений. За работу с нелегалами штрафы в разы больше для юр. лиц — от 400 тыс. до 1 млн руб.
«Хотелось бы, чтобы был соблюден баланс интересов работника и работодателя, а не создавался дополнительный прессинг на бизнес», – заключает Ирина Михеева.
Государственная дума приняла во втором чтении новую версию закона «О занятости населения в Российской Федерации». Изменения в документ были внесены группой депутатов и сенаторов во главе с Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко. Ко второму чтению в базовый закон были внесены поправки, направленные на противодействие нелегальной деятельности.
«Действующий закон о занятости разрабатывался 30 лет назад. Сейчас принципиально иные формы занятости, другие вызовы и проблемы. Принятие нового закона назрело давно», — отметил ранее председатель ГД Вячеслав Володин.
Новый законопроект дает определения понятиям «занятость», «самозанятость», «платформенная занятость». Уточняется статус граждан, которые могут считаться занятыми или безработными. Среди одобренных ко второму чтению поправок — предложение о фиксации нынешнего размера минимального и максимального пособия по безработице, приравненного к МРОТ, а также его ежегодная индексация.
Документ определяет цели государственной политики в сфере занятости населения, а также принципы правового регулирования отношений в этой сфере. Но есть еще одно важно изменение, которое появилось в документе именно ко второму чтению: закон будет содержать отдельную главу «Противодействие нелегальной занятости».
«Законопроектом предполагается урегулировать и вопросы противодействия нелегальной занятости: установить систему мер по ее сокращению и полномочия органов власти в этой сфере деятельности», – говорится в пояснительной записке к документу. Под нелегальной занятостью предлагается понимать «осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений». Действующий закон о занятости порядок борьбы с такой занятостью не регламентирует.
Новый законопроект предлагает правительству утверждать план мероприятий, а также разрабатывать и осуществлять меры борьбы с нелегальной занятостью. Для этого органы исполнительной власти в регионах будут создавать межведомственные комиссии субъектов РФ. Порядок создания таких комиссий установит кабмин. Комиссии смогут запрашивать необходимую информацию, в том числе персональные данные и сведения, составляющие налоговую тайну, у органов государственной власти и местного самоуправления, а также у государственных внебюджетных фондов.
Комиссии смогут направлять в надзорные органы информацию для проведения контрольных и профилактических мероприятий, направленных на противодействие нелегальной занятости. Новые нормы также наделяют Роструд полномочиями вести общедоступный реестр работодателей, использующих труд нелегалов. Порядок ведения такого реестра установит кабмин РФ.
Этот вопрос – проблемный не только для России, но и для других стран, самых развитых, о чем регулярно говорится в докладах и на мероприятиях международной организации труда, отметил в интервью «Эксперту» председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. «Мы заметно продвинулись в вопросе борьбы с серо-черной занятостью через усиление ответственности, в том числе введения уголовной ответственности, через создание специального налогового режима для самозанятых», – считает он.
Именно поэтому, объясняет депутат, в новой редакции закона о занятости уделено особое внимание полномочиям регионов в борьбе с серой занятостью. Проблема состоит не только в нарушении трудовых прав граждан, но и в формировании будущей пенсии, социальном страховании, «ведь если человек официально не трудоустроен, у него нет отпуска, больничного, а травма на работе не является страховым случаем. То есть у таких людей нет никаких мер социальной поддержки».
Поэтому, уверен Ярослав Нилов, серо-черная сфера занятости – это не только выпадающие доходы бюджета, это нарушение прав граждан. «Со временем, я уверен, система искусственного интеллекта у нас будет анализировать доходы и расходы и сопоставлять их», – заключил он.
Новый закон о занятости населения, уверена руководитель практики «Трудовое право» адвокатского бюро «КИАП» Юлия Паушкина, повлияет на ситуацию с нелегальной занятостью. «Ни для кого не секрет, сегодня работник зачастую остается один на один с работодателем, отказывающимся заключить трудовой договор. Единственный эффективный способ заставить нерадивого работодателя исполнить требования трудового законодательства – это идти в суд, что для обычных работников сложно, долго и дорого. Поэтому многие из них не хотят портить отношения и продолжают работать без каких-либо социальных гарантий», – говорит она.
Законопроектом фактически создаются новые органы – межведомственные комиссии субъектов РФ, говорит эксперт. «Сейчас полномочия Ростуда без активного участия работников (а в ряде случаев работники сами не хотят работать «в белую») ограничены - выявить нелегальную занятость ГИТ могут только во время проведения плановых проверок, которые происходят не часто и избирательно. Когда же межправительственные комиссии получат информацию ограниченного доступа (персональные и налоговые данные), вариантов обойти закон станет меньше, количество проводимых внеплановых проверок существенно вырастет, а бизнес задумается – стоит ли попадать в реестр «черных» работодателей, поощряющих нелегальную занятость», – уверена Юлия Паушкина.
Конкретный перечень мер по борьбе с серой занятостью в законопроекте не прописан, обращает внимание старший юрисконсульт КСК Групп Ирина Михеева. Эти меры будут конкретизированы в соответствующих нормативных актах. И чем обернется это нововведение для работодателей, говорить рано.
«Законодатель, – указывает юрист, – пытается добиться положительного результата через механизм принуждения, а не поощрения. В КоАП РФ и так существуют штрафы за нарушение порядка трудоустройства».
Например, за уклонение от оформления трудового договора или за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, индивидуальному предпринимателю грозит штраф от 10 до 20 тыс. руб., юридическому лицу — от 50 до 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ). За повторное такое же нарушение наказание будет уже ощутимее — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет для предпринимателя и штраф от 100 до 200 тыс. руб. для юридического лица. Кроме того, попутно могут насчитать и другие нарушения, вытекающие из неоформленных трудовых отношений. За работу с нелегалами штрафы в разы больше для юр. лиц — от 400 тыс. до 1 млн руб.
«Хотелось бы, чтобы был соблюден баланс интересов работника и работодателя, а не создавался дополнительный прессинг на бизнес», – заключает Ирина Михеева.